Пашков С.М. Эмоциональная доминанта страха в контексте оппозиции «свое – чужое» (на материале неоготического романа А. Мердок «The Unicorn»)

http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu2.2015.5.10

Сергей Михайлович Пашков

Ассистент кафедры гуманитарного образования и педагогических технологий, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Волховский филиал) ( Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Аннотация. В статье с позиций универсального противопоставления «свое–чужое» анализируется формирование эмоциональной доминанты страха в текстах неоготической прозы, востребованной читательской аудиторией и отражающей особенность современной культуры как «культуры страха» (Ф. Фуреди). Данная оппозиция локализуется в сознании, детерминирует эмоционально-оценочное членение мира в процессе его познания человеком и актуализирует принципы диалогизма, значимые для современной науки. Оценочная направленность членов рассматриваемой оппозиции традиционно трактуется как «свое» – хорошо, «чужое» – плохо, а сама она связывается лингвистами, в первую очередь, с категорией пространства, играющей важную роль в процессе познания мира. Рассматриваемая оппозиция в тексте неоготического романа выявлена в статье посредством построения иерархии оппозитивных эмотивно-оценочных текстовых смыслов, отражающих эмоцию страха, которая доминирует в текстах этого жанра и вербализуется при помощи набора языковых средств. Проекция оппозиции «свое – чужое» на категорию пространства, реконструируемого в тексте как вторичной моделирующей системе (Ю.М.Лотман), позволила установить корреляционные связи между структурой эмоциональной доминанты страха и цикличностью сюжетодвижения, характерной для неоготических текстов. «Свое пространство» актуализирует в сознании персонажа (квазисубъекта) положительные эмоции, а приближение к «чужому пространству», нахождение в нем и удаление от него – преддоминантные эмоции (одиночество, тревогу, дурное предчувствие и др.), собственно доминирующую эмоцию (страх) и постдоминантные эмоции (радость, ностальгию, любовь и др.) соответственно. Предложенный подход к анализу эмоциональной доминанты дал возможность упорядочить сложную эмотивную семантику неоготического текста, расставить необходимые эмоциональные акценты, репрезентирующие динамику эмоций квазисубъекта, и предложить их системное лингвистическое описание.

Ключевые слова: диалогичность, оппозиция «свое – чужое», коннотация, эмоционально-оценочный ряд, эмоциональная доминанта, неоготический текст.

Лицензия Creative Commons
Произведение «Эмоциональная доминанта страха в контексте оппозиции «свое – чужое» (на материале неоготического романа А. Мердок «The Unicorn»)» созданное автором по имени Пашков С.М. , публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (5_Pashkov.pdf) 5_Pashkov.pdf
URL: https://l.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1242
591 Скачивания