Величкова Л.В., Петроченко Е.В. «Вокальная форма» как музыкально-фонетический речевой жанр: аспекты изучения

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.12

Людмила Владимировна Величкова

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой немецкой филологии, Воронежский государственный университет

Университетская площадь, 1, 394018 г. Воронеж, Россия

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0003-3917-4481

Елена Викторовна Петроченко

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии, Воронежский государственный университет

Университетская площадь, 1, 394018 г. Воронеж, Россия

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0003-0924-6050


Аннотация. В статье обоснован тезис о том, что вокальная музыка представляет собой одну из форм существования и реализации языка – звучащую речь особого вида. Характеристики просодии текстов вокальной музыки, ее ритмико-интонационные параметры являются результатом формообразования в процессе непосредственного взаимодействия музыки с языком. Онтологическая и интонационная связь языка и музыки убеждает в возможности лингвистического описания национальной вокальной музыки и необходимости создания теоретической базы для ее исследования. Вокальная речь различных жанров (песня, ария, хор и пр.) рассмотрена с точки зрения ее просодических характеристик, а интонационная реализация вокального текста – в соотношении с дифференциальными признаками фонетической (интонационной) системы языка. Для обозначения явлений вокально-музыкальной речи в статье введен термин «вокальная форма (языка)» и дано обоснование его применения к элементам разных уровней звучащего текста. Выделены аспекты вокальной формы – фонационный, фонетический, ритмический, интонационный, рассматривать которые необходимо в соответствующих разделах языкознания: фоностилистике, интонологии, речеведении. В работе изложены концептуальные представления о вокальной форме языка в перспективе ее изучения. Показано, что структурный фонологический подход обеспечивает системность в понимании музыкально-языкового объекта «вокальная форма», позволяя определить его элементы как единицы языка.

Ключевые слова: термин, вокальная музыка, звучащий текст, аспекты вокальной формы, произносительные нормы, фоностилистика, интонология.

Цитирование. Величкова Л. В., Петроченко Е. В. «Вокальная форма» как музыкально-фонетический речевой жанр: аспекты изучения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2021. – Т. 20, № 2. – С. 133–143. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.12

Лицензия Creative Commons
Произведение ««Вокальная форма» как музыкально-фонетический речевой жанр: аспекты изучения» созданное автором по имени Величкова Л.В., Петроченко Е.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (4_Velichkova_Petrochenko.pmd.pdf) 4_Velichkova_Petrochenko.pmd.pdf
URL: https://l.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/2385
294 Скачивания