Карасик В.И., Китанина Э.А. Осмысление совести и сознания в русской лингвокультуре

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.2.7

Владимир Ильич Карасик

доктор филологических наук, профессор факультета общего и русского языкознания, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

ул. Академика Волгина, 6, 117485 г. Москва, Россия

профессор кафедры русского языка, Тяньцзиньский университет иностранных языков

ул. Мачандао, 117, 300204 г. Тяньцзинь, Китай

vikarasik@pushkin.institute

https://orcid.org/0000-0001-8306-5317

Элла Анатольевна Китанина

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и русского языкознания, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

ул. Академика Волгина, 6, 117485 г. Москва, Россия

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0002-1936-9495


Аннотация. Рассматривается концептуальная диада «совесть» и «сознание» в русской лингвокультуре, выражающая бинарную сущность глубинного и поверхностного знания, отраженную в корнях слов ведать и знать. Выявлены понятийные, образные и ценностные признаки этих ментальных образований. Показано, что концептуализация совести в понятийном аспекте разворачивается как оценка человеком своих поступков с точки зрения данного и должного, конкретизируется в образном плане в предметных и биоморфных метафорах и содержит в ценностном измерении моральные и утилитарные предписания вести себя в соответствии с идеальным представлением о человеческих взаимоотношениях. Концептуализация сознания в понятийном плане проявляется как выделение признаков осмысленного бытия, в образно-перцептивном – вместилище, зеркало и живое существо, в ценностном – главный индикатор личности. Отмечено, что дискурсивная специфика осмысления совести и сознания состоит в том, что морально-этическая тематика затрагивается преимущественно в обиходной, художественной, религиозной и публицистической сферах общения, в то время как рационально-философская – в научной и педагогической сферах коммуникации. Показано, что с позиций рационального объяснения внутреннего мира человека совесть выступает как разновидность сознания, с позиций смысложизненных ценностей сознание является рационально организованной системой представлений о действительности как часть целостного мировосприятия. Сделан вывод о том, что противопоставление двух основных типов знания соответствует важнейшей антиномии «сердце и ум», организующей внутренний мир человека в том числе через языковое осмысление совести и сознания.

Ключевые слова: знание, информация, самооценка, картина мира, концепт, семантика.

Цитирование. Карасик В. И., Китанина Э. А. Осмысление совести и сознания в русской лингвокультуре // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2019. – Т. 18, № 2. – С. 67–82. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.2.7

Лицензия Creative Commons
Произведение «Осмысление совести и сознания в русской лингвокультуре» созданное автором по имени Карасик В.И., Китанина Э.А., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (1_Karasik_Kitanina.pdf) 1_Karasik_Kitanina.pdf
URL: https://l.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/2002
546 Скачивания