Нетунаева И.М., Чухарев-Худилайнен Е.М. Оптатив и императив в функции запрета на действие в готском языке

http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu2.2016.2.15

Ирина Михайловна Нетунаева

Кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и прикладной лингвистики, Северный (Арктический) федеральный университет ( Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. )

Евгений Михайлович Чухарев-Худилайнен

Кандидат филологических наук, профессор-ассистент отделения английского языка, Государственный университет штата Айова ( Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. )


Аннотация. В статье рассматриваются формы оптатива и императива в функции запрета на действие в готском переводе Нового Завета в сопоставлении с греческим оригиналом. В готском тексте в функции запрета на действие презенс оптатива употребляется шире, чем императив, в отличие от его греческого грамматического эквивалента – аориста конъюнктива, который численно уступает формам императива. В отличие от новозаветного греческого, где у форм презенса императива и аориста конъюнктива различия видовые, в готском языке на первый план выступают модальные характеристики форм наклонений: презенс оптатива обозначает запрет на предстоящие – предполагаемые, возможные, нежелательные, нерекомендуемые и т. д. действия и состояния, императив – запрет на существующие (реальные, актуальные для говорящего); в видовом отношении первые во многих случаях являются обобщенными, универсальными действиями, последние, как правило, ситуативно обусловлены и могут быть однократными, конкретно-процессными и многократными. В языке готских Посланий происходит закрепление отрицательных форм оптатива за побудительными речевыми актами «инструкции» (наставления, рекомендуемого действия, повеления, обращенного к неограниченному, неопределенному кругу исполнителей). Опта-тив чаще всего используется в парэнетических, назидательно-учительных, контекстах, в которых в греческом представлены как формы императива, так и формы аориста конъюнктива.

Ключевые слова: оптатив в готском языке, императив в готском языке, функция запрета на совершение действия, готский язык, новозаветный греческий, универсальное действие, ситуационно-обусловленное действие, парэнетический контекст.

Цитирование: Нетунаева И. М., Чухарев-Худилайнен И. М. Оптатив и императив в функции запрета на действие в готском языке // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2016. – Т. 15, № 2. – C. 129–137. – DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu2.2016.2.15.

Лицензия Creative Commons
Произведение «Оптатив и императив в функции запрета на действие в готском языке» созданное автором по имени Нетунаева И.М., Чухарев-Худилайнен Е.М., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (1_Netunaeva_Chuharev.pdf) 1_Netunaeva_Chuharev.pdf
URL: https://l.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1362
789 Скачивания